Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области
События

Александр Николаевич Островский

Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Отец Островского занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам. Мать была родом из низшего духовенства.

Детство и раннюю юность Островский проводит в Замоскворечье – особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Он получает хорошее домашнее образование, изучает древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.

1835-1840 – Островский учится в 1-й Московской гимназии.

1840 – поступает в Московский университет на юридический факультет.

1843 – оставляет университет и поступает на службу в Московский совестный суд.

1845-1851 – служит в Московском коммерческом суде.

1847 – в «Московском городском листке» Островский публикует первый набросок будущей комедии «Свои люди – сочтёмся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя».

Признание Островскому приносит комедия «Свои люди – сочтёмся» (первоначальное название – «Банкрут», закончена в конце 1849г.). Ещё до публикации автор читал её вместе со знаменитым актёром П.М.Садовским и пьеса получила одобрительные отзывы И.А.Гончарова, Т.H.Грановского и др. Комедию запрещают к представлению на сцене (впервые она была поставлена только в 1861г.). Автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.

Литературные взгляды Островского сложились под влиянием эстетики В.Г.Белинского. Для Островского, как и для других писателей, начинавших в 40-е годы, художник – это своего рода исследователь-«физиолог», который подвергает специальному изучению различные части общественного организма, открывая для современников ещё не исследованные области жизни. В открытой области эти тенденции нашли выражение в жанре так называемого «физиологического очерка», широко распространённого в литературе 40-50-х гг. Островский был одним из наиболее убеждённых выразителей этой тенденции. Многие его ранние сочинения написаны в манере «физиологического очерка» (зарисовки замоскворецкого быта; драматические этюды и «картины»: «Семейная картина», «Утро молодого человека», «Неожиданный случай»; позднее, в 1857, - «Не сошлись характерами»). В более сложном преломлении черты этого стиля сказались и в большинстве других произведений Островского: он изучал жизнь своей эпохи, наблюдая её словно под микроскопом, как внимательный исследователь-экспериментатор. Наглядно это показывают дневники его поездок по России и особенно материалы многомесячной поездки (1865) по верхней Волге с целью всестороннего обследования края. Опубликованный отчёт Островского об этой поездке и черновые записи представляют своего рода энциклопедию сведений по экономике, составу населения, обычаям, нравам этого края. При этом Островский не перестаёт быть художником – после этой поездки волжский ландшафт как поэтический лейтмотив входит во многие его пьесы, начиная с «Грозы» и заканчивая «Бесприданницей» и «Воеводой (Сон на Волге)». Кроме того, возникает замысел цикла пьес под названием «Ночи на Волге» (осуществлён частично).

После комедии «Свои люди – сочтёмся» Островский каждый год выпускает по одной, а иногда по две-три пьесы, написав, таким образом, 47 пьес различных жанров – от трагедии до драматических эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими драматургами – С.А.Гедеоновым, Н.Я.Соловьёвым, П.М.Невежиным, а также свыше 20 переводных пьес (К.Гольдони, Н.Маккиавели, М.Сервантес, Теренций и т.д.).

Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870), писал в различные ведомства многочисленные «Записки», «Проекты», «Соображения», предлагая принять срочные меры, чтобы остановить упадок театрального искусства. За полгода до смерти, с января 1886г. Островский принял художественное руководство московскими театрами (заведующий репертуарной частью). Творчество Островского оказало решающее влияние на развитие русской драматургии и русского театра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в московском Малом театре: семья Садовских, С.В.Васильев, Л.П.Косицкая, позднее - Г.Н.Федотова, М.Н.Ермолова и др.). В 1882г. И.А.Гончаров писал Островскому: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов,Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского» (Гончаров И.А. Собр. Соч. т.8, 1955, с. 491-492).

Творчество Островского-драматурга можно разделить на три периода: 1-й – 1847-60; 2-й – 1860-75; 3-й – 1875-86.

К первому периоду творчества относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом «Москвитянин», публикует в нем свои пьесы. В первых пьесах Островского («Свои люди – сочтёмся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами») отчетливо прослеживаются отзвуки сатирической традиции Гоголя. Затем, отчасти под влиянием главного идеолога журнала «Москвитянин» А.А.Григорьева, в пьесах «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854) возникают патриархальные мотивы, идеализация русской старины и её обычаев. Эти настроения приглушают сатирический и критический пафос, свойственный ранним пьесам.

С 1856г. Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник» – сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов («В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Гроза», (1859)).

Ко второму периоду (1860-75) относятся пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы ("Тяжёлые дни", 1863, "Шутники", 1864, "Пучина", 1865), скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861; 2-я редакция 1866), "Воевода" (1864; 2-я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866). Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий («На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875)). Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах «Снегурочка» (1873) – «весенняя сказка», по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев.

Почти все драматические сочинения Островского, созданные в третий период творчества (1875-1886), печатаются в журнале «Отечественные записки». В этот период Островский создает значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти ("Бесприданница", 1878, "Последняя жертва", 1878, "Таланты и поклонники", 1882, и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы А.П.Чехова.

2 (14) июня 1886г. в имении Щелыково Костромской области Алексей Николаевич Островский умер.

Основные произведения:

Пьесы (комедии и драмы):

В прозе:

«Свои люди – сочтёмся» (1850, пост. 1561)

«Не в свои сани не садись» (1853)

«Бедность не порок» (1854)

«Гроза» (1859)

«За чем пойдёшь, то и найдёшь» [«Женитьба Бальзаминова»] (1861)

«Пучина» (1866)

«На всякого мудреца довольно простоты» (1868)

«Лес» (1871)

«Не всё коту масленица» (1871)

«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872)

«Волки и овцы» (1875)

«Правда – хорошо, а счастье – лучше» (1877)

«Бесприданница» (1879)

«Таланты и поклонники» (1882)

«Без вины виноватые» (1884)

В стихах:

«Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1862)

«Воевода» (Сон на Волге)» (1865, втор. ред. 1885)

Пьеса-сказка «Снегурочка» (1873)

В соавторстве:

с С.А.Гедеоновым:

«Василиса Мелентьева» (в стихах, 1868)

с Н.Я.Соловьёвым:

«Счастливый день» (1877)

«Женитьба Белугина» (1877)

«Светит, да не греет» (1880)

с П.М.Невежиным:

«Блажь» (1881)

«Старое по-новому» (1882)

Очерк:

«Записки замоскворецкого жителя» (1847)

логин:
пароль:
Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Скачать
Положение о методическом объединении учителей  [1]
Положение о защите персональных данных обучающихся  [2]
Положение об учебном кабинете  [1]
Погода
GISMETEO
Выбрать город
Яндекс цитирования